Синестезия VS Билингвизм


Синестезия VS Билингвизм

11.12.2018



Есть люди, которые чувствуют слова на вкус, видят звуки и слышат цвета. Речь об ощущающих мир уникальным способом синестетах или синестетиках. Кстати, по результатам недавнего исследования, люди, которые изучают второй язык с нуля, не сталкиваясь с ним с ранних лет, с большей вероятностью будут иметь способности, схожие с синестезией. А вот у людей, которые с детства растут в двуязычной среде, такая вероятность мала.

Что вообще такое синестезия? Одно из определений звучит так: синестезия – это явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Просто представьте: Антон видит букву «М» ярко-красной, пылающей; Ира буквально видит перед глазами красочный фейерверк, находясь на Красной площади и слыша гул голосов; а Федя, вспоминая о своей девушке, ощущает приятный запах мучных изделий. У всех троих – синестезия в разных формах (а их множество!)

Говорят, распространённость синестезии составляет сегодня около 4,5 % (а самый распространённый вид – это ощущение дней недели в цвете. Кому из нас понедельник иногда не кажется черным?). 

Кстати, по одной из теорий, синестезия развивается как помощник в обучении. Например, когда в детском саду начинаются занятия фонетики, преподаватели могут намеренно сопоставлять определенные буквы с цветами, помогая различать похожие, такие как «М» и «Н». Аналогичным образом цвета помогают различать тона на занятиях музыкой. 
Поддерживая эту теорию, ученые обнаружили, что дети осваивают классификацию цветов в возрасте от 4 до 7 лет, примерно в то время, когда они начинают учиться читать и писать. А синестезия буквенного цвета развивается в совпадающий период между 6 и 11 годами. Ученые также показали, что «синестезия помогает детям запоминать, классифицировать и понимать определенные виды грамматики». 

Но вернемся к билингвам. Ученые предположили, что если синестезия действительно появляется как «психологическая помощь» в сложный период обучения, то у людей с разным языковым фоном должны быть разные показатели синестезии. То есть, показатели синестезии у людей, которые росли в двуязычии с детства, будут отличаться от показателей тех, кто либо не изучал второй язык вообще, либо начал его изучение позже, будучи взрослым.
Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи опросили более 11 тысяч студентов в двух университетах: в Праге и Британской Колумбии (это провинция в Канаде. Почему выбор пал именно на чехов и канадцев доподлинно не известно, но, как часто бывает, наверняка среди проводивших исследование ученых есть представители этих национальностей). Респондентам были заданы вопросы: «Есть ли у вас одна из шести распространенных форм синестезии? Изучаете ли вы второй (третий) иностранный язык? Испытываете ли вы трудности в обучении чтению или письму?». Для участников также был проведен тест для подтверждения наличия синестезии. 
Как выяснилось, около 4,4% опрошенных чехов и 2,7% канадцев имели ту или иную форму синестезии. Многие из респондентов даже не догадывались о наличии у себя этого явления! И канадцы, и чехи, изучавшие второй язык после школы, были более склонны к синестезии, чем те, кто с раннего возраста был буквально окружен языками. Объяснили эти результаты ученые тем, что учить два языка с ранних лет куда проще, чем осваивать его, будучи взрослым (ведь все мы знаем, сколько требуется сил, времени и нервов на то, чтобы хоть на разговорном уровне овладеть языком, когда «ты уже не мальчик/девочка»). Мозг «билингвов с детства», как говорят ученые, не нуждается в «психологической помощи» синестезии. 

Вот, что еще интересно: тип языка, который человек освоил в качестве первого, второго или третьего, также связан с уровнем синестезии. Ученые классифицировали языки как «прозрачные» и «непрозрачные». Чешский, например, прозрачный язык, так как каждая буква может издавать в основном только один звук. А английский, наоборот, непрозрачный язык, т.к. он богат на правила и исключения из правил. То есть, предполагается, что английский учить куда сложнее, чем чешский. Так вот, оказалось, что люди, которые говорили только на одном непрозрачном языке, были более подвержены синестезии, чем люди, говорящие на языках прозрачных. Это открытие только укрепило представление ученых о том, что синестезия призвана помогать людям разобраться в массе запутанных и сложных правил, связанных с определенными типами задач – речь в частности, и об изучении иностранного языка.

Вообще с подобными исследованиями всегда возникают трудности, ведь определить, кто из респондентов действительно испытывает синестезию, а кто ее себе придумывает, довольно сложно. Поэтому и о распространённости этого явления говорить с полной уверенностью нельзя, а выводы нужно делать крайне аккуратно.  

И в заключение хотим поделиться с вами сайтом Российского синестетического сообщества (да-да, есть такое!). Здесь собрана полезная и очень интересная информация о синестезии. Почитайте! 

Подписаться на наши новости