Необычные койсанские щелкающие языки


Необычные койсанские щелкающие языки

13.06.2018

Продолжаем рассказывать вам о самых необычных языках мира и сегодня будем щелкать, цокать и чмокать... то есть, учиться говорить на одном из койсанских щелкающих языков! :)

(Хотите узнать больше о других удивительных языках и говорящих на них народах? Мы ведем подборку «Самые необычные языки мира» здесь: https://itrex.ru/news/samie-neobichnie-yaziki-mira )

Само название этой группы языков интригует, согласитесь? :) Но когда мы начали искать более подробную информацию о ней, то натыкались либо на статьи, где говорилось буквально пару слов («да, есть такие языки, характерны тем-то, распространены там-то»), либо полунаучные статьи, рассматривающие вопрос родства и возникновения этих языков (а это всегда предмет споров вроде: «можно ли койсанские языки называть бушмено-готтентотскими или это грубая ошибка» или «чем отличаются языки кхое, лъгана-цъгви, наро и лъани-буга»), либо целые исследования, посвященные изучению структуры этих языков и способов произнесения знаменитых щелчков («ламинальная денально-палатальная передняя смычка», «билабиальный звук», «губно-зубная аффриката» и прочие малопонятные нам слова)… В этом мы не специалисты, но так как мы бюро переводов – мы любим всё, что связано с языками, поэтому постараемся вам рассказать вкратце и доступно о щелкающих языках и об их носителях. :)

Итак, речь идет о макросемье койсанских языков – это условное название коренных языков народов юга Африки и двух изолированных языков Танзании. Основная причина, по которой эту языковую группу считают очень необычной, как вы уже поняли, – это использование щёлкающих согласных (их называют кликсами) в качестве полноценных фонем. Больше нигде в мире, кроме нескольких соседних языков и ритуального австралийского языка дамин такое явление в языке не встречается. 
Многие из языков этой группы сегодня находятся под угрозой исчезновения, а многие уже, к сожалению, вымерли. Число людей, говорящих на койсанских языках, составляет примерно 370 тыс. Есть предположение, что эти странно звучащие щелчки-кликсы остались еще от человеческого праязыка, и поэтому языки этой группы считаются древнейшими в мире. 



Сам термин «койсан» (khoi «человек» и san «бушмен») первоначально применялся для тесно связанных между собой народов кхойкхой и сан, проживающих большей частью в Намибии, Ботсване, Южной Африке и Анголе, в районе пустыни Калахари. По мнению многих исследователей, именно из этой пустыни человечество начало свой исход по миру, приспосабливаясь к новым условиям и изменяясь. 
Обобщённое название коренных народов Южной Африки, говорящих на койсанских языках, – бушмены или сан. Английское «бушмен» (Bushman) буквально означает «человек степи» и иногда считается оскорбительным, но у самих бушменов общего для всех племён самоназвания нет. 
Бушмены, как и народ пираха, низкого роста (до 150 см), с красноватым оттенком кожи. Они проживают в пустыне Калахари уже как минимум 30 тыс. лет, занимаясь собирательством и охотой и постоянно кочуя. Этот народ всегда сопротивлялся внешнему влиянию, но при этом никогда ни с кем не вступал в конфликты: бушмены предпочитали отступать и поселялись там, где человек неприспособленный существовать бы не смог. Но, к сожалению, и это не помогло: когда в Южную Африку пришли жаждущие власти европейцы, бушмены сначала лишились своих земель, а потом и права на охоту. Некоторых и вовсе стали истреблять, считая людьми второго сорта.

Сегодня традиционных поселений бушменов осталось очень мало: их буквально принуждают вести оседлый образ жизни и ассимилироваться с остальным населением. Но всё же они продолжают охотиться с помощью лука и отравленных стрел и питаться кореньями, ящерицами, змеями, ягодами и насекомыми – всем, что не содержит яда. Бушмены хранят в голове огромное количество полезной информации о растениях, животных и природных явлениях, поэтому точно знают, что есть можно, а что нельзя. 
Воду же этот народ умеет добывать из того, что даёт им пустыня: из местных арбузов, из корней определённого вида кустарника и т.д. Если пойдет дождь, то бушмены собирают дождевую воду в пустых страусиных яйцах и потом закапывают их глубоко в землю где-нибудь в тени, чтобы воспользоваться этими запасами, когда совсем уж будет невмоготу. В этих же яйцах они хранят и «всякие мелочи», например, то, что нашли во время охоты. Кстати, если добыть на охоте ничего не получилось, бушмены считают, что это происки злых духов. Поэтому в следующий раз перед вылазкой они могут произнести ритуальную фразу вроде «Я прогоняю невезенье хвостом антилопы». Вот как эта фразу записывают ученые:

Так как бушмены всю жизнь были кочевниками, они научились обходиться в быту минимальным набором инструментов: и для охоты, и для приготовления пищи, и для рытья ям под страусиные яйца с ценным запасом дождевой воды. Лук, палка для метания, стрелы, палка для копания, набор для разведения огня – вот и все инструменты, что бушмены практически всегда носят с собой в небольшом мешке, ведь в традициях бушменов – никогда долго не задерживаться на одной территории, чтобы ее не истощить и дать этой земле отдохнуть.

Итак, один из языков, на котором говорят бушмены, – называется !Xóõ (в русской версии это «таа», «къхонг» или «!хонг», но нам нравится второй вариант). Среди койсанских языков къхонг – рекордсмен по количеству щелчковых звуков: в нем насчитывается от 58 до 122 согласных (среди которых 43 – щелкающие), 31 гласная, и четыре тональности. На нем сегодня говорят более 4000 бушменов в Ботсване и Намибии. Этому языку специалисты уделяют пристальное внимание: записывают устные сообщения его носителей, изучают историю и грамматическую структуру языка. Другому же койсанскому языку – гриква (!Xiri, къхири) – повезло меньше: в настоящее время в Южной Африке живут последние 90 носителей языка, и его изучением, возможно, ученые заняться даже не успеют… 

Вообще щелчковые звуки существуют во многих системах общения: даже в русском языке мы иногда произносим такие звуки, но только как междометия. Например, клацанье языком «ц-ц-ц», когда чем-то или кем-то недовольны («ну как же так!»), — это типичный пример щелчкового койсанского согласного. Звук поцелуя, кстати, тоже является щелчковым. Но в русском и большинстве других языков щелчковые звуки не входят в состав обычных слов, в отличие от языка къхонг (название языка тоже содержит этот необычный кликс!) 
В койсанских языках существует целая система, которая обозначает щелкающие согласные: чъ, пъ, лъ, къ, цъ. Лингвист Георгий Старостин выделяет в языке къхонг, в частности, четыре типа основных щелчковых звуков: дентальный (зубной) кликс – наш «ц-ц-ц»; «палатальный» кликс – похож на наш «ч» только с элементом всасывания; альвеолярный кликс – как пробка вылетает из бутылки и, наконец, латеральный кликс – как наше «тл» но со всасывающим механизмом. Ну что, уже попробовали произнести? :) У нас вот пока не выходит.
В языке къхонг нет письменного алфавита, и у большинства звуков нет даже приблизительного эквивалента в нашем языке. Поэтому лингвистам приходится прибегать к различного рода символам, чтобы записать то, что они слышат: ʘ, ǀ, !, ǁ, ǂ. Вот, например, как пишутся названия некоторых койсанских языков: !ора, //ани, #хаба, //ау//ен, !о!унг, та-!уи. Чтобы научиться их произносить правильно, нужны месяцы (годы?) практики и огроменный запас терпения! И даже если вы научитесь «щелкать», то чтобы научиться произносить все эти щелкающие звуки в потоке речи у вас уйдет еще очень много времени. 

Когда читаешь о щелкающих звуках в речи, представить это себе довольно сложно, поэтому вот, послушайте носителей. Это видеоурок  (правда, не по языку къхонг, а по языку кхойкхой (Khoekhoe)). Так вот, самые частые комментарии – «о боже, нет, я сдаюсь!», «ничего себе! не знал, что можно произнести хэштег!», «язык – супер, но это взрыв мозга!».  

 

А еще мы нашли замечательный сайт – архив фонетической лаборатории, собирающей записи сотен вымирающих языков по всему миру! Главным исследователем в ней был Питер Ладефогед — британский лингвист, специалист в области фонетики, путешествовавший  по всему миру и документировавший звуки исчезающих языков. Ладефогед вместе с коллегами проводил целые недели в отдалённых деревнях, где при помощи портативной фонетической лаборатории весом более 45 кг делал магнитофонные записи звучащей речи для акустического анализа, фотографировал то, как говорящие произносили звуки, и даже регистрировал поток воздуха изо рта и носа, чтобы иметь точное представление об артикуляции.

  • Послушать речь носителей языка къхонг (!Xóõ ) и посмотреть, как лингвисты записывали на бумаге звучание их речи можно (и нужно!) здесь: http://archive.phonetics.ucla.edu/Language/NMN/nmn.html  
  • Для любопытных: есть мини-словарь (всего 100 слов), где приведены переводы с английского на шесть койсанских языков, в частности, и на къхонг (!Xóõ ): http://www.sscnet.ucla.edu/history/ehret/Khoisan100word.pdf. Посмотрите, как они отличаются! 

С чем только не сравнивают речь носителей койсанских языков: многих умиляет их причмокивание, цоканье, бульканье, а кто-то считает, что похоже, как будто кто-то говорит на китайском языке со жвачкой во рту и шариками от пинг-понга в придачу. Нам вот кажется, что кто-то, снимая говорящих на своем родном языке жителей Африки, за камерой просто щелкает пальцами и цокает языком! Настолько сложно поверить, что все эти звуки произносит один человек! А как по-вашему, на что это похоже? 


 

Не забудьте посмотреть и другие наши статьи о необычных языках мира - https://itrex.ru/news/samie-neobichnie-yaziki-mira


По материалам:

Подписаться на наши новости