Год после обвала, перемены в менеджменте организаций

17.09.2009
Российские предприниматели, в том числе, директор Бюро переводов ITrex, подводят итоги первого года кризиса и рассказывают, как смирились с новой экономической реальностью

Год назад всем в России стало очевидно, что кризис пришел и сюда: банк «КИТ Финанс» сначала объявил об огромных потерях, а затем и о том, что его выкупили РЖД и «Алроса». Через год после этих событий Slon.ru опросил руководителей и собственников компаний о том, что они потеряли за год кризиса, чему научились и что собираются делать дальше.

ВЫНУЖДЕННЫЙ ОПТИМИЗМ

Итоги кризисного года подводят сейчас не только в России. Консалтинговая компания McKinsey опубликовала очередной глобальный опрос менеджеров, приуроченный к годовщине краха Lehman Brothers, где те рассказали о своем видении экономических перспектив и судьбы собственного бизнеса. Самым тяжелым и пессимистичным для них оказался январь 2009 года. Тогда менее 5% опрошенных считали, что состояние экономики улучшилось по сравнению с сентябрем 2008 года, и около 10% верили, что стоит ждать улучшений в ближайшие полгода. Сейчас около половины уверены, что с начала года экономическая ситуация улучшилась, и подавляющее большинство видят в
будущем позитив.

Slon.ru попросил российских предпринимателей из разных отраслей подвести свой баланс кризисного года. Основные проблемы – общие для всех: покупатели стали менее активны, предпочитают более дешевые товары и услуги, количество клиентов и заказов падает, рынки сокращаются. «...» За год заметный откат назад произошел у большинства.

Для рекрутинговых компаний рынок сократился, по их оценкам, на 50 – 60%.

Переводческой компании iTrex пришлось сменить фокус: вместо физических лиц и небольших компаний она стала бороться за обслуживание крупных брендов и корпораций.

 

Какие меры вы числите среди приоритетов вашей компании?

ИСТОЧНИК: MCKINSEY QUARTERLY

Экономические перспективы
Экономические условия в стране
(% опрошенных)

Ответы «изменений не будет» и «не знаю» не учитывались ИСТОЧНИК: MCKINSEY QUARTERLY


В КРИЗИС НУЖНО НОВОЕ

Предпринимательский оптимизм тем временем возвращается. Собеседники Slon.ru рассказывали о том, что ищут возможности для развития и роста и сейчас, только теперь для этого приходится не просто, как раньше, «удваиваться» и нанимать толпы новых людей. Практически все сейчас вынуждены выводить на рынок новые продукты, менять позиционирование компании, бизнес-модель или стратегию.

Да и вообще, кризис для многих – это море дешевых возможностей... По словам Вадима Савко, генерального директора компании «АртПолиграф», последняя закупка техники обошлась ему в шесть раз дешевле, чем раньше, а зарплаты нанимаемого персонала с 60 000 – 70 000 снизились до 25 000 – 30 000.

Генеральный директор холдинга «Алтан» Валерий Покорняк подготовил выпуск нового бренда, разработав продукт под технологическим контролем итальянского специалиста. «...» Главное, считает Покорняк, обязательно что-то предпринимать, пока конкуренты затаились в ожидании.

Некоторые компании, предлагающие непопулярные в России услуги, например, в области интернет-коммерции, считают, что кризис им только на руку. Павел Врублевский, генеральный директор ChronoPay, говорит, что в последние полгода только начало появляться серьезное отношение к обороту и работе компаний, как только закончилось избалованное ленивое сидение и «рисование презентаций». «...»

КРИЗИС ЕЩЕ НАДОЛГО

Бизнесмены единодушны в том, что кризис создал новую экономическую реальность, и не все считают, что изменения исключительно негативны. Старший партнер компании «Имикор» Павел Беленко уверен, что произошло оздоровление бизнеса. Врублевский из ChronoPay считает, что сотрудники только сейчас начинают адекватно оценивать стоимость своих трудозатрат и заново учатся ценить работу. Производственные компании заметили, что торговые сети стали работать более четко, к тому же появилось больше возможностей для работы местных дистрибьюторов, хорошо знающих розницу. Благодаря этому производители могут уменьшить риски, распределив объем между новыми дистрибьюторами.

Изменился и посткризисный потребитель: Валерий Покорняк считает, что люди стали больше задумываться о вечных ценностях, чем о материальных. В том, что потребители меньше обращают внимания на «фантики» и уж тем более не сметают все подряд, даже ненужное, уверен и Дмитрий Молчанов, глава группы компаний в секторе торговли недвижимости и девелопмента «Домострой» и основатель портала Dom.ru. Он говорит, что, по меньшей мере, год основными критериями выбора товара или услуги будут их цена и реальная необходимость. «...» Поэтому в выигрыше останутся те, кто сможет держать цены ниже.

Такого рода приземленные стратегии и будут определять лицо российского бизнеса в ближайшие годы. Так что заверения министра финансов Алексея Кудрина, что из рецессии мы можем выйти уже в третьем квартале, но из кризиса выходить еще долго, немного добавляют к картине мира нынешних предпринимателей.


Полную версию статьи от Вы можете прочитать на портале SLON.ru

 

  Остальные материалы с участием Вениамина Бакалинского:

·  В. Бакалинский. О тонкостях профессионального перевода на итальянский (журнал «Бюджет», май 2010)  

·  9 вместо 10 юристов оказались победителями Международного Конкурса «Прецедент» 

·  Вениамин Бакалинский: Рецензия на книгу Джо Витале 

·  Начало сотрудничества «Левант и партнеры» с Бюро переводов iTrex

·  Бюро переводов iTrex — официальный переводчик Итало-Российской Торговой Палаты

·  Начало сотрудничества «Левант и партнеры» с Бюро переводов iTrex

·  Комментарии к статье с E-xecutive о работе с фрилансерами

·  «Музыка перевода» дала участникам больше, чем они ожидали

·  Победители Конкурса поэтического перевода «Музыка перевода» 

·  Вениамин Бакалинский об итогах первого года кризиса

 

Подписаться на наши новости